АНДРЕЙ ПАЮКОВ
Подвал господина Гринберга (2023)
МОЙ ВРАГ МОЯ ЛЮБОВЬ
Задумка снять в родном городе полнометражную картину с участием звезд российского кино появилась у братчанина Андрея Паюкова еще в 2020 году. Мужчина окончил высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, его наставник - советский и российский актер, кинорежиссер и сценарист Владимир Меньшов. Картина под названием «Подвал господина Гринберга» стала дебютной работой и первым полнометражным фильмом сибиряка.

- Андрей довольно скромный режиссер, предпочитает оставаться за кадром, - рассказывает ассистент продюсера фильма «Подвал господина Гринберга» Анатолий Колесник. – Мы дружим с ним еще с детского сада, оба выбрали для себя творческие профессии, я также играл эпизодическую роль в его короткометражном фильме. Поэтому с удовольствием откликнулся на предложение принять участие в работе над лентой.

Действие триллера происходит в небольшом городе, в котором исчезают девушки. Сотрудники полиции подозревают Артура Гринберга. Именно его видели в баре с одной из жертв. Однако, как рассказывают авторы, сюжет кинокартины не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.

- В первую очередь это фильм о любви. Неожиданно, правда? - рассказывает Анатолий Колесник. – Да, мы заявили, что есть маньяк, есть его жертва, есть полицейские, которые хотят его поймать. Но не все так просто. На протяжении всего повествования зритель будет находиться в напряжении. И полная картина событий откроется ему только в самом конце. Андрей Паюков сам написал сценарий фильма. События, которые происходят на экране, не основаны на реальных событиях, это художественный вымысел.

В картине братского режиссера приняли участие актеры российского кино. Это Агата Муцениеце (сериал «Закрытая школа», «След», «Стая»), Власий Зубов (сериалы «Мажор» и «Полицейский с Рублевки»), Дарья Эгерман (сериалы «Триггер», «Молодежка»), Вадим Кошмай (сериал «Интерны»). Анатолий Колесник признается, что пригласить именитых артистов сниматься в фильм неизвестного режиссера – задача не простая.

- Картина дебютная и не у всех актеров есть время и желание участвовать в таких проектах, - признается Анатолий. – Но работа над фильмом началась в момент, когда киноиндустрия находилась в кризисе после пандемии коронавируса. Многие проекты временно приостановились, поэтому некоторые артисты становились более лояльными к сценариям начинающих режиссеров. Также было много приглашенных технических специалистов из Москвы. Это осветители, операторы, художники-постановщики, звукооператоры.

Исполнительница главной роли, актриса Дарья Эгерман, признается, что участие в этом проекте стало для нее очень ценным и важным опытом в ее профессиональной жизни.

- Это первая моя большая экспедиция. Где на протяжении очень долгого времени ты находишься с людьми не только в рабочее время но и живёте вместе, и досуг проводите совместно. Поэтому все становятся родными, семьей, - рассказывает Дарья Эгерман. –Андрей очень чуткий и внимательный человек. Он заботился о своей команде, поддерживал ее. Давал возможность актерам импровизировать, экспериментировать, привносить в фильм свои идеи. И если они были убедительны, то он всегда их принимал. Это очень ценно! Я очень рада, что мне посчастливилось поработать с такими талантами и классными людьми!

Съемки кинокартины начались в апреле прошлого года и практически полностью проходили в Братске, как в специально построенных декорациях и павильонах, так и на улицах города и общественных местах. Несмотря на то, что режиссер использовал в работе известные локации, некоторые зрители, которые уже получили возможность увидеть фильм, признались, что открыли для себя Братск с новой стороны.

- В процессе съемок фильма мы столкнулись с некоторыми сложностями, - признается Анатолий. – Во-первых, это погодные условия. Съемочная группа приезжала на место, выстраивала декорации, как вдруг начинался дождь. Приходилось сворачиваться и переносить смены на другие дни. А во-вторых, было сложно работать в общественных местах. Например, когда мы перегораживали часть территории или останавливали траволатор в торговом центре, чтобы сделать несколько дублей, не всем жителям города это нравилось. Одни могли лезть напролом, другие специально заглядывали в видеокамеру. К сожалению, земляки не привыкли к такому процессу как съемки фильма.

О том, кого именно в фильме сыграют Агата Муцениеце, Власий Зубов, Дарья Эгерман и Вадим Кошмай авторы проекта не спешат раскрывать. Хотят, чтобы это было сюрпризом для зрителей. Всего актеры провели в Братске около трех месяцев, периодически совершая перелеты из столицы в сибирский город.

- Хочу сказать, что наши актеры сумели достаточно быстро вжиться в свои роли и стать настоящей командой, - рассказывает Анатолий. - Все свободное время мы практически проводили вместе, общались, узнавали друг друга ближе. Актеры жили в съемных квартирах, а в свободное время отдыхали на территории Братского водохранилища. Катались на яхте, на сапах, купались. Или выбирались в город, чтобы поиграть в боулинг или побывать на картинге. Особенно восхитила ребят баня на плаву в Падунском заливе, один из местных ресторанов и база отдыха. А еще каждый день они старались заниматься в спортклубе.

- Я вырос в подобном городе. Поймал даже некую ностальгию по детству, - признается актер Власий Зубов.

Авторы картины не раскрывают бюджет, но признаются, что фильм снят на средства спонсоров и личные деньги режиссера. Очень большую поддержку оказали сибирякам предприниматели. Одни предложили для съемок необходимый реквизит, другие помощь в рекламе и продвижении.

- Конечно, когда мы рассказали о том, что наш фильм готовится к прокату, в соцсетях начали появляться разные комментарии. Кто-то начал писать, мол, вот, очередное дерьмо сняли, - рассказывает Анатолий. – Но это значит лишь только то, что человек еще даже не посмотрел фильм, но уже его осуждает. Есть доля людей, которые считают, что и в провинции можно создать хорошее, качественное кино, с красивой картинкой и глубоким смыслом. В Корее, например, сейчас снимают отличные фильмы, и есть режиссер, который входит в топ мирового проката. Неважно, где находится человек: в Братске, Москве или Голливуде. У каждого есть возможность для реализации!

Съемки закончились в августе 2022 года. После этого проект «Подвал господина Гринберга» вступил в фразу пост-продакшена: была осуществлена покраска фильма в Москве на «Мосфильме», причем сразу в двух версиях: для показа в кинотеатрах и для телевизора и онлайн-площадок. Затем специалисты занялись переозвучкой кинокартины и написанием музыки. Финальные материалы вернулись в Братск около месяца назад. Сейчас создатели фильма ведут переговоры о выходе триллера на больших экранах России и СНГ. Дата премьеры пока не определена.

- Я не могу прогнозировать то, как воспримут зрители наш фильм, - признается Анатолий. – Но мы устраивали закрытый показ, на который пригласили людей, которые не принимали участия в съемках, не знали сценария и даже не видели ни одного кадра. Ни один из них не вышел из зала в ходе просмотра. Зрители рассказывали, что втянулись в сюжет буквально через несколько минут после начала показа и на протяжении почти двух часов не могли оторваться от экрана. А многие признались, что задумались после просмотра фильма о каких-то более глубоких вещах. Многие захотели поговорить со своими детьми, рассказать им об отношениях между людьми, и о том, какую опасность они могут нести друг для друга.

Виктория КУДАЕВА

Андрей Паюков
Выпускник ВКСР В.В. Меньшова, автор сценария и режиссёр фильма "Подвал господина Гринберга" (2023)
Интервью о фильме Подвал Господина:
Интервью на радио Говорит Москва, с актером Власием Зубовым. О фильме Подвал Господина Гринберга.

Режиссёр Андрей Паюков рассказал о победах на международных фестивалях и съёмках нового фильма в Братске


Братчанин Андрей Паюков признан лучшим режиссёром на международном фестивале в Сочи. Победу ему принёс триллер «Подвал господина Гринберга». Съёмки проходили в Братске с участием известных актёров и столичных киностудий. Фильм вышел в широкий прокат в прошлом году и доступен в крупнейших онлайн-кинтеатрах. Сейчас автор совместно с московской компанией занимается разработкой сценария новой комедии. Об особенностях создания кинокартин в Братске и творческих планах Андрей Паюков рассказал съёмочной группе Братской студии телевидения.

Большое интервью: Андрей Паюков

Это моя дебютная работа, я этой работой защищал свой диплом в киношколе.
«Гринберга» я начинал писать не один, и идея изначально была не моя, мы начали писать её втроём с моими однокурсниками. В итоге однокурсники в определённый момент ушли от этой идеи, перегорели, сказали, что им это стало неинтересно, отписали мне остатки своих прав и из того, что было на тот момент, я сделал лёгкую компактную историю.
Триллеры в наше время не особо хорошо смотрят, больше люди любят комедии какие-то, лёгкие фильмы, семейные, чтобы отвлечься от реальности куда-то подальше. Тем не менее я считаю, что фильм для своей аудитории получился не плох, и всё-таки фильм – это мой ребёнок, это моё творение.

Моя задача была показать, и главная героиня очень точно об этом говорит: «всякое зло должно быть наказано». И это не мои слова. Фильм снят частично по материалам уголовного дела такого не совсем приятного, с нехорошим концом, но это было. Всех подробностей я раскрывать не имею права, потому что я обещал. Эта история происходила не в Сибири, а в южной части России. По итогу мы взяли за основу некую правдивую историю и переложили с художественными доработками.
Большая часть фильма была отснята с актёром, главным актёром. Кажется, он довольно хорошо подходил на эту роль и был замечательным. По ряду причин мы с ним расстались посреди фильма, и все сцены, которые проходили с ним, 2/3 фильма, нам пришлось переснимать сначала.

Меняешь одного артиста, и фильм может получиться уже совсем другой и даже о другом.
Свой первый фильм, короткометражку, я снял в 2006 или 2007 году. Она называлась «Край, где время остановилось» – это время становления Братска, 50-60-е. Эта история тоже на реальных событиях создана. Когда эту работу я впервые показал в киношколе, где учился у Владимира Валентиновича Меньшова в мастерской, я очень волновался, потому что фильм снят был ещё задолго до учёбы. Когда закончился фильм, по-моему около получаса он идёт или 20 минут, Меньшов смотрел вот так, и эти вот несколько секунд, которые прошли после этого, были настолько волнительные, у меня сердце очень сильно колотилось. Я понимал, что все присутствующие, комиссия в студии, они оценивают этот фильм и ждут ответа Меньшова. Он сказал «неплохо», и я так выдохнул, и все зааплодировали, и тогда я понял, что у меня что-то получается.

В киношколе много преподавателей: Владимир Хотиненко, Дмитрий Астрахан – один из моих любимых преподавателей. Это такие серьёзные имена, именно с Меньшовым отношения сложные были, поскольку я был старостой в группе, он сам меня выбрал, и за всё немножечко по чуть-чуть попадало. Я благодарен, если бы он не был таким требовательным, я бы не получил такого опыта.

Лозунгом нашей киношколы является: «Мы обучим вас профессии, а талант остаётся за вами».

Мне ближе режиссура. Чтобы было понимание, сценарий – это то, как мы рассказываем историю. Даже какой-то простой анекдот один рассказчик может рассказать интересно, и публика за животы держится, а второй расскажет, и думаешь «ну, да». Содержание есть, а реализация – не очень.

Я люблю снимать, я в кино не потому, что я хочу самовыразиться, рассказать какие-то страшные истории или какие-то смешные истории. Самое главное для меня – это процесс. Люблю это, я дышу этим.

Проект, который мы дальше будем снимать, надеюсь, в 2024 году, – это комедия.
Сейчас ведётся разработка сценария, какие-то изменения ещё возможны, после этого будет кастинг и так далее.

Я полюбил снимать в Братске. В Москве лучше снимать в павильонах, больше для этого инфраструктура предусмотрена, всё оборудовано. Но здесь всё равно лучше, я братчанин и чувствую себя братчанином несмотря на то, что я по роду деятельности живу на два города, всё равно Братск я считаю родным, и это один из лучших городов в мире. Я люблю этот город.

Виктория Смирнова.
Made on
Tilda